Сложность, которая характеризует псориаз как заболевание, в той же степени присуща изменениям, которые происходят с кожей при этой болезни.
По изменениям кожи, которые вызывает псориаз, его можно спутать с другими дерматозами, а также грибковыми и дрожжевыми инфекциями.
И всё же при псориазе можно ясно видеть характерные микроскопические изменения кожи, особенно на небольших нелеченных элементах сыпи, а также на краях растущих бляшек — это места активности прогрессирующего заболевания.
Дерма
В прогрессирующей стадии на участках кожи, поражённых псориазом кровеносные сосуды, пронизывающие дерму расширены, а их число постепенно увеличивается. По сравнению со здоровой кожей, в коже активной псориатической папулы находится большее количество ангиогенного полипептидного фактора роста сосудистого эндотелия (VEGF). Содержание фактора роста эндотелия сосудов в сыворотке крови прямо пропорционально площади кожи, охваченной псориазом.
При обострении псориаза в дерму проникает большое количество воспалительных клеток, преимущественно лимфоцитов. В инфильтрате содержатся преимущественно киллерные Т-лимфоциты, лимфоциты CD4+ и дендритные клетки — вероятно, в результате повышенной выработки фактора межклеточной адгезии (ICAM-1) и Е-селектина в капиллярах дермы. Кроме того, к воспалённой коже Т-лимфоциты привлекает уникальный поверхностный пептид — кожный лимфоцитарный антиген.
Отёк сосочков дермы типичен при псориазе, но не специфичен только для него.
В стационарной стадии заболевания в дерме стабильных бляшек также заметны многочисленные извилистые кровеносные сосуды. Отличие от стадии обострения состоит в том, что капилляры поднимаются высоко в дермальные сосочки. Это хорошо соотетствует клиническому симптому псориаза — точечному кровотечению при удалении поверхностых чешуек, известному также как «признак Ауспитца». Лимфоцитарный инфильтрат также присутствует, но не столь обильный.
Эпидермис
Наиболее значительные изменения кожи при псориазе происходят в эпидермисе. Быстрый рост незрелых клеток кожи (кератиноцитов), скорость которого в семь раз превышает нормальную, почти исключает их окончательную дифференциацию.
Сохранение ядра кератиноцитов, находящихся в роговом слое приводит к феномену, называемому паракератозом. В то время как CD4+-лимфициты и лимфоциты-киллеры по большей части находятся в дерме, в эпидермисе содержатся, преимущественно, нейтрофилы и, в меньшем количестве. CD8+-лимфоциы. Поверхностный протеин CD8+-лимфоцитов, известный как интегрин, связывается с молекулой гликпротеина E-кадгерина, входящего а состав межклеточных контактов — десмосом.
Нейтрофилы скапливаются в роговом слой, образуя абсцессы Мунро — характерный для псориаза гистологический признак. В стабильных бляшках развивается классическая для псориаза гиперплазия, с равномерным растягиванием эпидермальных гребней и, иногда, их срастанием. Микроабсцессы Мунро можно видеть и на стабильных участках, хотя для прогрессирующей стадии они более типичны.
При пустулёзном псориазе в эпидермисе возникают даже более выраженные скопления нейтрофилов, мигрировавших в эпидермис. Также часто присутствуют межклеточный отёк (спонгиоз) и наличие ядер клеток рогового слоя (паракератоз). Нейтрофильные очаги зачастую сливаются в шиповатом слое, образуя типичный пустулёз Когоя.
Другими характерными гистологическими изменениями кожи при псориазе являются уменьшение толщины зернистого слоя и истончение самого эпидермиса на участках, покрывающих папулы.